В чем главные отличия рекламного розыгрыша от лотереи? Мнение юриста.
В чем главные отличия рекламного розыгрыша от лотереи? Мнение юриста.
В чем главные отличия рекламного розыгрыша от лотереи? Мнение юриста.
В чем главные отличия рекламного розыгрыша от лотереи? Мнение юриста.


Рекламные розыгрыши и лотереи: в чем отличия с позиции нашего законодательства?

Каким образом можно качественно сделать розыгрыш призов, скидок, промокодов или подарков , чтобы не попасть под штрафные санкции? Этим вопросом очень часто задаются клиенты нашего рекламного агентства. Мы публикуем данную статью, разъясняющую важные отличия между коммерческими и маркетинговыми лотереями, а также требования законодательства для рекламы промо-акций.

Лотерея

Лотерея – это игра, которая проводится согласно с договором, где одна сторона (оператор лотереи) осуществляет розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участник лотереи) имеет право на конкретный выигрыш, когда она будет признана выигравшей соответственно с условиями лотереи. Организацию и проведение лотерей регулирует федеральный закон «О лотереях» от 11.11.2003 № 138-ФЗ.

Практически, это взаимодействие сторон. Где одна из них проводит розыгрыш (деньги или ценные предметы, которые разрешены в нашей стране), другая сторона – гарантированно получает приз, в случае если условия розыгрыша выполняются. Одновременно с этим в качестве приза указывается или часть общего призового фонда,или весь фонд целиком. Самое главное отличие лотерей от любых других розыгрышей с ценными подарками – выйгрыш формируется за счет денег от билетов.
В рамках коммерческой лотереи выдается «лотерейный билет» – это специальный документ (заявление, купон и т.д.), предоставляющий право на участие в розыгрыше. При этом, документ подтверждает согласие любого участника с определенными условиями лотереи. Билеты для участников лотереи подлежат обязательной регистрации.
Стать организаторами на законном основании имеют право Минфин и Министерство спорта с разрешения Правительства России. Хозяева частного бизнеса не могут выпустить лотерейные билеты и сделать розыгрыш промо кодов, подарков, , скидок или призов. Они имеют право стать «оператором» подобного розыгрыша, однако придется пройти конкурс у организатора. Незаконное проведение лотереи – нарушение, за которое могут назначить штраф с конфискацией оборудования, терминалов. Размеры штрафов следующие:

  • Гражданам: 3-4 тыс. руб.
  • Должностным лицам: 15-20 тыс. руб.
  • Юридические лица: 250-350 тыс. руб.
  • Промоакция с ценными призами

    Также имеет термин — стимулирующее мероприятие. Под этим понимают конкурс, игру и т.д., когда участнику следует приобрести какой-либо товар. Допустим, рекламная акция «Купи питьевую воду и найди подарок под крышечкой» или «Сделай комплексную мойку и прими участие в конкурсе». Подобного рода акции являются рекламными, поэтому они регулируются законом «О рекламе».
    Данные мероприятия осуществляются по инициативе предпринимателей, они не нуждаются в обязательной регистрации. Но нужно сообщить публике:

  • Правила: кому можно принимать участие, что необходимо выполнить;
  • Срок. Либо конкретный период, либо указание до какой даты проходит мероприятие;
  • Количество подарков или призов;
  • Порядок получения выигрышей. Где забирать, можно ли получить по почте или в пункте выдачи и т.д.;
  • Кто организовывает данную акцию. Следует указать название и адрес компании, дать ссылку на ее сайт.
  • Как отличить лотерею от рекламной акции?

    Иногда определенные стимулирующие мероприятия называют «лотереями». И между ними на самом деле есть общие черты:

  • Характер мероприятий — соревновательный;
  • Выигрыш получат далеко не все участвующие;
  • Основная задача участия – получение некоего приза (нескольких призов, в соответствии с условиями).
  • Критерий Коммерческая лотерея Стимулирующая лотерея
    Каким образом формируется призовой фонд? За счет проданных лотерейных билетов: продали билетов на 500 тыс. – призовой фонд будет формироваться из этих 500 тыс. За счет фирмы, которая устраивает акцию. Предположим, магазин объявил о розыгрыше призов среди купивших газировку. Неважно на какую точно сумму продан товар, выигрыши покупаются за счет фирмы.
    Каким образом подтверждается участие? Приобретенным лотерейным билетом. Купоном/чеком (и так далее), который выдается совершенно бесплатно, после приобретения товара или выполнения условий акции.
    Риск для участников? Присутствует. Люди могут потерять деньги, не получив ничего взамен. Отсутствует. Участники покупают товар, а получение приза – приятный бонус.

    В результате, когда вы организовали акцию, где каждый купивший товар на сумму, предположим, свыше 500 руб., получает бесплатный код и участвует в розыгрыше приза – это является не лотереей, а стимулирующим мероприятием.

    Какая бывает ответственность за нарушение условий промо-акции

    Конкурсы, которые проводятся в рамках стимулирующих мероприятий считаются одним из вариантов рекламы. В связи с этим проверку законности их организации выполняет ФАС. Если госорган обнаружит признаки нарушения, он выдает предписание об их устранении. К примеру, обяжет дописать необходимые сведения и т.д.
    Также будет возбуждено административное дело. Предусмотрены штрафы:

  • Для физических лиц: 2000-2500 рублей;
  • Для должностных лиц: 4000-20000 рублей;
  • Для юридических лиц: 100000-500000 рублей.
  • Акции с раздачей одинаковых призов всем участникам.

    Такого рода акции — часть маркетинга при розничной торговле. Смысл промо-акций — предложение клиентам сделки, позволяющей либо купить что-то по более низкой стоимости, либо по одной стоимости получить больший объем товара.
    Имеются следующие востребованные варианты промо-акций:

  • Купи один товар/одну услугу, получи скидку;
  • Два товара по цене одного (три за два и так далее);
  • Купи товар А и получи Б бесплатно;
  • Все по фиксированной цене;
  • Бесплатные тестеры новой продукции;
  • Акции в конкретный день недели;
  • Сезонные продажи;
  • Бонусы для групп покупателей (студенты, врачи, пенсионеры и т.д.).
  • Для бизнеса важно, что эти промо-акции не являются стимулирующими мероприятиями. В связи с этим на них не распространяется закон «О рекламе». Значит, ФАС не имеет возможности предъявлять претензии, если магазин, допустим, не указал, как долго продлится акция «Два товара по цене одного».
    Но каким образом отличить стимулирующее мероприятие от обычной акций:

  • По акции все участники получат один и тот же приз. Предположим, каждый покупатель получает скидку;
  • Нет соревновательного характера.
  • Надеемся, статья ответила на большую часть вопросов, которые связаны с юридическими особенностями стимулирующих розыгрышей. Все еще имеются вопросы? Свяжитесь с нами wise.promo, и мы постараемся ответить на них.




    08.02.2021г.



    1 комментарий читателей статьи "В чем главные отличия рекламного розыгрыша от лотереи? Мнение юриста."

    1. Отличная статья! Коротко и по делу.


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


    Список рыб